Спас-Клепиковский период - начало сознательного творчества С.А.Есенина.
 Колонка главного редактора

Спас-Клепиковский период - начало сознательного творчества С.А.Есенина.

Untitled document

   Сергей Есенин в своей автобиографии отметил: «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам».
   Начало такого творчества пришлось на последний год обучения в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе, в которой он учился с 1909 по 1912год. По оценкам специалистов, около сорока стихотворений были созданы в этот период, некоторые из них будут опубликованы в московских и петроградских журналах в 1914-15 г. Стихи «Выткался на озере алый свет зари...», «Поет зима - аукает...» перепечатывались по несколько раз и были включены в первый опубликованный сборник «Радуница».
   Старинное село Спас-Клепики, ставшее для Есенина тем местом, где прошло становление его личности, располагалось в центре Мещерской низменности, в семидесяти километрах от губернского города Рязани. Оно со всех сторон было окружено болотами и лесами. Первое упоминание о нем относится к 1676 году. Это было богатое купеческое село с каменными амбарами и крытыми железом домами, с обширной базарной площадью в центре, своей библиотекой и театром.
   На краю села располагалось двухэтажное кирпичное здание второклассной учительской школы. Рядом был сосновый бор и река.
«За школьной усадьбой протекала маленькая речка Совка, и наши ученики зимой устраивали на ней каток. Есенин любил кататься. Как только кончались уроки, он направлялся на каток и там оставался до ночи, пропускал обед, чай — все забывал», - вспоминал учитель Е.М Хитров.
   Школа готовила преподавателей для сельских начальных училищ и церковно-приходских школ, поэтому особое внимание уделялось изучению церковной истории и церковнославянского языка. На все три года была рассчитана и программа общеобразовательных дисциплин. Свободного времени у тогдашних учеников почти не было.
   По словам М. Н. Молчанова, поступившего в школу в 1911 г., занятия шли «до 2 часов. В 9 часов утра чай, с 9.30 уроки, в 11 большая перемена, завтрак в 11.30, уроки до 14, обед, до 16 отдых, с 16 собирались в классах, чтобы выполнить домашнее задание, в 20 ужин, до 22 свободное время».
   На протяжении всего дня и почти всей недели ученики не покидали здания и территории школы.
   Класс, в котором учился Сергей Есенин, был неоднородным по своему составу. Приятельские отношения связывали Есенина с некоторыми одноклассниками, например с Григорием Черняевым, но настоящим его другом стал Григорий Панфилов, учившийся на год старше. Гриша – сын местного приказчика - был свободен от интернатского режима и жил в родительском доме. Он, как и его отец, был страстным книголюбом и сильно отличался от других учеников своими духовными запросами, манерой поведения. Есенин и Панфилов, несмотря на разницу в возрасте, быстро сошлись и привязались друг к другу. За хорошие успехи в занятиях Сергей часто получал от учителей увольнительные записки и приходил домой к Панфилову. Там бывали и другие ученики. Образовался своего рода кружок, в котором делились мнениями, читали книги, обсуждали разные вопросы. Вот как об этом вспоминал Григорий Черняев:
   « Здесь мы много читали Горького, Чехова, Никитина, Лермонтова... В этом доме Есениным было много задумано и написано стихотворений того времени, особенно под конец его учебы в школе… Наш ученический кружок у Панфилова образовался почти стихийно. Вначале мы собирались, чтобы сообща развлечься, поговорить о школьных делах, поспорить о книгах, потом, когда ближе узнали друг друга, мы в наших беседах и спорах стали касаться вопросов тогдашней общественной жизни. Читали и обсуждали роман Л. Толстого „Воскресение“, его трактат „В чем моя вера?“ и другие книги писателя. Мечтали побывать в Ясной Поляне (поездка не состоялась из-за денежных затруднений). Толстовские идеи сильно захватили тогда и Есенина».
   Большое влияние на становление Сергея Есенина оказали преподаватели. Руководил учебным заведением с 1910 года священник Алексей Асписов. Он преподавал Закон Божий, общую церковную историю и специальный предмет «церковный раскол». Е.М. Хитров начал работать в школе с 1899 года, он обучал русскому языку, литературе, чистописанию и церковному пению. В.А. Гусев учил арифметике, дидактике, геометрическому черчению и рисованию, практическим урокам в «образцовой школе». Д.И. Головин занимался с учениками историей отечественной и церковной, географией и церковнославянским языком. Все они были разными по возрасту, жизненному опыту и отношению к окружающей действительности.
   Учителю словесности Евгению Михайловичу Хитрову Есенин показывал свои первые стихи. В оценках учитель был строг, ведь стихи ему приносили ворохами ученики всех классов, но крайне редко в них проглядывала искра таланта. Поначалу он сдержанно отнесся и к рукописи Есенина, ведь знал он его еще мало, т.к. занятия по стилистике и литературе приходились на третий год школьной программы. Вот в третьем классе Есенин и раскрылся перед учителем как пытливый читатель и любитель поэзии. Как вспоминал Е. М. Хитров, в школе «было в обычае сначала задавать ученикам для прочтения те или иные литературные произведения, а потом прочитывать те же произведения самому в классе. Так я делал и с большими произведениями, вроде „Евгения Онегина“, „Бориса Годунова“ и пр. Читал я в течение нескольких часов и всегда почти все произведение целиком. Ребята очень любили такое чтение и часто просили меня об этом. Но думаю, не было такого жадного слушателя у меня, как Есенин. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово. У него первого заблестят глаза и потянутся слезы в печальных местах, первый расхохочется при смешном. Сам я в особенности любил Пушкина. Пушкиным больше всего занимался с учениками, читал его, разбирал и рекомендовал как лучшего учителя в литературе, Есенин полюбил Пушкина».
   Е.М.Хитров стал литературным наставником будущего поэта. Сергей продолжает писать и показывать свои опыты учителю.
   «Наиболее сознательно Есенин начал писать стихи в 1911—1912 годах — в последний год пребывания в школе. Стихи он писал коротенькие, легко и быстро. Об увлечении Есенина поэзией знали учителя и учащиеся, но серьезного значения этому не придавали. А во время ругани школьники обращались к нему с такой иронией:

А ну, Сережка- пастушок,
Напиши-ка нам стишок.

   Все свои стихотворения Есенин сперва читал товарищам, а потом шел к учителю Хитрову, который любил Есенина и всегда ему помогал, когда последний обращался к нему. Наиболее серьезные стихотворения, прежде чем идти к Хитрову, Есенин читал не только нам, но и другим учителям, чтобы узнать их мнение» - так пишет В.В.Знышев в своих воспоминаниях о С.Есенине.
   Одноклассники вспоминали, что Есенин все свободное время отдавал стихам. Писал, советовался с Панфиловым, показывал Хитрову, исправлял, выбрасывал, начинал заново. Свои произведения читал друзьям в самой разной обстановке, иногда даже встретив на улице или в школьном коридоре.
   «За время учебы Сережа Есенин много читал литературы, писал стихи. Смотришь, бывало, все сидят в классе вечером и усиленно готовят уроки, буквально их зубрят, а Сережа где-либо в уголочке класса сидит, грызет свой карандаш и строчку за строчкой сочиняет задуманные стихи», - вспоминал один из учеников школы А.Аксенов.
   Все события своей жизни, мысли, чувства, размышления Есенин переносил в свой поэтический мир, стихи раздавал всем, писал еще и еще. Вот какие воспоминания об этой его особенности оставил еще один ученик этой школы П.Проскуряков:
   «Я помню, у Есенина мы были на побегушках, как младшие, это последний год его обучения. Бывало, зимой катаемся на коньках, на речке за школой, Есенин учит девчат кататься на коньках, визг, писк, одним словом, веселая возня. А потом все, что было, он излагал в стихотворной форме. Позовет нас, малышей, даст карточки нам (как почтовые открытки) со своими стихами и пошлет отдать девочкам. Мы спрашиваем: „Ответ нужно принести?“ — а он: „Не нужно“, — и рассмеется. Мы относили, а из верности, может быть, Есенину обязательно спрашивали ответ у девчат, ждали, когда они прочтут. 129 А они прочитают и начнут ахать и охать, говорят меж собой: „Кашник, а как здорово пишет“. Его называли „кашником“, т. к. питался он в столовой, да и других ребят так звали».
   В ноябре 1911года Есенин приносит Хитрову свои «Звезды». «Первое произведение, которое меня поразило у Есенина, было стихотворение „Звёзды“. Помню, я как-то смутился, будто чего-то испугался. Несколько раз вместе с ним прочел стихотворение. Мне стало совестно, что я недостаточно много обращал внимания на Есенина. Сказал ему, что стихотворение это мне очень понравилось, что его можно даже напечатать»,- вспоминал потом Е.М.Хитров.
   В этом же месяце Спас-Клепиковскую второклассную учительскую школу посещает (в рамках очередной инспекционной поездки по Рязанской епархии) статский советник И. Д. Рудинский.
   «...к нам в школу приехал со своей обычной ревизией епархиальный наблюдатель Рудинский. Я показал ему стихотворение Есенина « Звезды».
   Рудинский в классе, при всех, расхвалил поэта и дал ему несколько советов. В результате этого у Есенина появилось новое стихотворение „И. Д. Рудинскому“», - такие строки есть в воспоминаниях Е.М.Хитрова.
   Одобрение инспектора буквально окрылило Есенина. Он пишет в стихотворении, посвященном ему:

Солнца луч золотой
Бросил искру свою
И своей теплотой
Согрел душу мою.

   В мае 1912 года Есенин окончил Спас-Клепиковскую школу. Он был выпущен с аттестатом «учителя школы грамоты», показав по всем предметам отличные и хорошие знания, и лишь по церковнославянскому языку у него была тройка. Прощаясь, он оставил Хитрову две тетради со своими сочинениями, среди которых были и «Звезды». Позже он пришлет учителю свой первый сборник стихов «Радуница» с дарственной надписью.
   А с Гришей Панфиловым он будет переписываться, делиться своими задумками, советоваться, рассказывать о своей жизни в Москве, о распрях с отцом, о новых знакомствах. Есенин мечтал о встрече с другом, даже обещал приехать, но в феврале 1914 года Панфилов умер от туберкулеза.
   В период учебы в Спас-Клепиковской школе происходило становление личности поэта. Вдали от родного дома формировались лучшие черты его характера: верность в дружбе, целеустремленность, открытость, тонкое восприятие мира. Здесь он встретил учителя Е.М. Хитрова, ставшего его литературным наставником. В Клепиках он поверил в свой поэтический талант, начал много и серьезно заниматься стихосложением. К лету 1912 г. он создает цикл стихотворений «Больные думы», где уже начинает вырисовываться его поэтический стиль, опирающийся на фольклорные традиции.
   Научные сотрудники музея Сергея Есенина ведут большую работу, исследуя архивы Рязани и Москвы, изучая воспоминания одноклассников поэта и бывших учеников школы. О.М. Воронов в своих исследованиях отмечает, что в стихах именно этого периода отчетливо проступают основные мотивы, которым предстоит развиваться в зрелом творчестве поэта:
   1.«тоска по родной стороне», и любовь к «родине милой» («Слезы»),
   2.мотивы покаяния («Вьюга апреля»),
   3.предчувствия преждевременной смерти («Пребывание в школе»),
   4.устремленности к духовному идеалу («Мои мечты»),
   5. любви («Отойди от окна»),
   6.размышлений о своем жизненном пути («И надо мной звезда горит»),
   7. поэтического призвания («Я зажег свой костер»),
   8. любви к русской природе («Весенний вечер», «Зима»).

   Все указанные факты свидетельствуют об исключительной значимости Спас-Клепиковского этапа в творческой биографии Есенина, вполне сопоставимого с ролью лицейского периода в становлении таланта Пушкина.


Наталья Пугачева
(по материалам экспозиции музея С.Есенина в Спас-Клепиках.)

Нравится 0 Поделиться
Спас-Клепики в фотографиях
DSC00471IMG_6028l2DSC07167_8051589P2030026DSC01202










Прогноз погоды
21/11/2017
Вечером
-1 .. 1 °C
без осадков
22/11/2017
Ночью
-1 .. 1 °C
без осадков
22/11/2017
Утром
0 .. -2 °C
снег
22/11/2017
Днем
0 .. -2 °C
снег
©Редакция KLEPIKI.RU 2004-2017
О проекте
  Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Русский город  Город Рязань Сайт поселка Тума